ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Живое Слово (Введение Богородицы во Храм)

В течение церковного года нам довольно часто приходится слышать вот эти строки из Евангелия от Луки: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.  (*)  Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лк.10, 38-42; 11, 27-28.) 

Этот двухсоставный евангельский отрывок  полагается для чтения на Литургиях в дни богородичных праздников. Марфа и Мария – сестры Лазаря, которого Христос воскресит перед своим восхождением на Крестные муки. Но как это чтение относится к Деве Марии? Упоминания о Богородице в Евангелии не очень обширны, наиболее пространное читается накануне за всенощным бдением. Смысл же этого чтения заключается в олицетворении тех качеств, которыми обладала Пресвятая Дева, то есть постоянное внимание и послушание Богу. Тема данного литургического чтения можно еще определить и как правильное понимание  «слышания и делания». Забота Марфы об угощении переносит нас в Кану Галилейскую, на свадьбу бедной семьи. Там, в самом начале общественного служения нашего Господа, было совершено Им первое чудо во время Его земной жизни. Явление этого Божьего Действия было предварено словами Матери Божьей, обращенными к тем людям: «что скажет Он вам, то сделайте». (Ин.2. 1-11)  

Слышание Слова Бога предваряет всякое действие. Это евангельское событие заставляет обратиться нас к другим словам  Писания:  «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не бес¬покойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». (Лк.12, 29-31) Где и в чем нам искать Царствия Божия и Его блаженства? На это вопрос нам и отвечает заключительная часть евангельского отрывка читаемого в честь богородичного праздника. «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лк.11, 28) Блаженство это укоренено в том обетовании Христа, которое зафиксировано в Евангелии от Марка: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мр.3, 32) Здесь встает иной вопрос: как исполнить волю Божию, где взять силы на это исполнение? Мы помним слова Господа: « невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18, 26-27) Круг замкнулся снова на Боге. Бог не отменяет нашего участия, но, как мы видим, слышание Слова Божия имеет исключительное значение для плодотворного христианского делания. И вот, чтобы понять природу Божьего вторжения в нашу жизнь посредством Его Слова, нам надо обратиться к литургическому преданию. Мы наглядно видим, что совершение Евхаристической Жертвы как самого главного события жизни Церкви всегда предваряется чтением Слова Божия. 

Таким образом, соблюдается приоритет Божьего действия, и только после него мы уже отвечаем молитвой. Современная литургическая наука, основываясь на древнейших памятниках богослужебной литературы и трудах святых отцов, утверждает, что в первые века христианства Божественная Литургия начиналась чтением из Ветхого и Нового Завета одновременно со входом священства в храм, без всякого молитвенного предварения. Таким образом, звучащее в храме Слово Бога не носит  исключительно учительный характер, но имеет значение очищения. Господь Сам говорит об этой силе Своего слова: «Вы уже очищены словом, которое Я сказал вам». (Ин. 15, 3) Священник, служащий литургию, в молитве перед чтением Евангелия просит у Бога, чтобы, благодаря чтению евангельского учения, верующие отвергли все плотские похоти и  стали жить духовной жизнью, угодной Богу. В этой молитве мы просим у Бога даровать нам плоды Евангельской Веры. Все упование здесь обращено не на наши силы и возможности, а на Божье участие в нашей жизни. 

Священное Предание сохранило для нас весть о том, что Пресвятая Дева Мария была посвящена своими праведными родителями Богу. Она  пребывала в Храме Иерусалимском, молясь Богу и научаясь чтением Писания. Прежде чем стать одушевленным кивотом Божиим и ковчегом Нового Завета, она кропотливо изучала Завет Ветхий. Жития множества святых, повествуя об их подвигах, связывают восшествие их на поприще аскезы со слышанием Слова Божия или в храме или чудесным образом, обращенным к ним лично. У пророка Давида мы находим проникновенные слова о Слове Божьем и его значении для души человеческой. «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; по¬тому не-на¬вижу всякий путь лжи. Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей»! (Пс. 118, 103-105) Любовь к Слову Божию и желание постоянно питаться им многое могут изменить в нашей жизни. Многое нам будет под силу, если мы будем относиться к нему не  как к простой книге, сборнику мифологем или древнему литературному памятнику, но как к живому и животворящему слову Живого Бога. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2011-12-05

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.