Смотреть всю колонку
Пребывая в граде, как в пустыне
Приход к вере, разумеется, не требует разрыва с обществом и ухода в монастырь. Хотя многие обратившиеся так и делали, желая отсечь все, что может помешать их молитве и духовному возрастанию. Многие, и не только музыканты и художники, бросали места своей постоянной работы и «оседали» на приходах и подворьях, находя себя исключительно в общинной жизни. Это, можно сказать, классический подход.
Но попытка быть христианином в миру, «пребывая в граде, как в пустыне», достойна не меньшего — если не большего — уважения. Хорошо, когда причина совмещения творческой деятельности и христианской веры кроется не только в попытке сохранить материальное благополучие, а и в желании принести свет Христов «в пределы Завулоновы и Нефалимовы, сидящие во тьме и сени смертной».
Чем может обогатить христианин среду, в которой он живет и трудится? Мне кажется, что многие и удаляются «в монастырь» по той причине, что не верят в возможность преображения окружающих и в возможность самому способствовать этому. Но христианин, как человек, сумевший увидеть Святость Бога и оценить тьму в самом себе и вокруг себя, уже только этой мыслью может и должен поделиться с окружением.
Вопрос в том, как он это будет делать. Благоприобретенное христианское миросозерцание не требует, чтобы тексты поэта были пересыпаны словами: «Бог», «Церковь», «покаяние», а картины художника изображали только батюшек, храмы и монастыри. Христианин более других на своем опыте понимает трагическое состояние человека в мире и единственное возможное разрешение его драмы в Боге. Об этом он и должен возвещать.
Искушение, став «церковным», скатиться к лубку и примитивному умилению не менее опасно, чем искушения богемы. Духовная прелесть, думается, даже страшней буйства плоти.
Как художник должен говорить о Христе? Наверное, как Пушкин в «Отцах пустынниках» и Лермонтов в «Молитве». Или как Тютчев, написавший: «всю тебя, земля родная, Царь Небесный исходил, благословляя». Это очень трудно. Приход ко Христу поднимает планку для всякого человека, а для творческого человека в особенности. Но мы видим, что и у великих поэтов стихи о Христе исключительное явление. Не потому, что они были маловеры, а потому, что каждую такую вещь надо выстрадать.
Каждый на своем месте должен проповедовать не столько словом, сколько делом. Причастность к Церкви и жизнь в миру — тоже крест, и дело тут не в искушениях. Верующий — постоянный ответчик за Церковь, за ее прошлое и настоящее, он мишень, в которую досужие правдолюбцы будут всегда метать стрелы «праведного гнева».
Слава Богу, что не все ушли в монастыри или спрятались за приходской оградой, и дай им Бог сил нести свое свидетельство.
--- Протоиерей Александр Рябков 2013-11-05
|