Благовещение - это благая весть. Благовестить- значит принести хорошие новости. Но мы не можем не понимать, что в житейском, бытовом и обыденном контексте, понятном для каждого человека, Богородица не получила никаких благих вестей.
Предсказание о том, что она родит без мужа, уже только одно это могло повергнуть в уныние. Ведь и Иосиф был озадачен, и только Божий глас, обращенный к нему, рассеял сомнения. Но Пресвятая Дева в момент провозглашения этой вести от ангела не усомнилась и не потребовала никаких заверений и гарантий, как сделал это Захария, отец Предтечи и Крестителя Иоанна.
Полностью отдалась она воле Божией, полагаясь на то, что она по определению благая. Сомнения не закрались в ее душу и в день, когда принесен был ею Младенец Христос в Храм. В тот час тяжелые слова были произнесены праведным Симеоном, что чадо ее будет предметом пререкания и постоянным поводом к раздорам, и что орудие, которое будет терзать Его плоть, пронзит ее материнское сердце.
Мы можем здесь еще раз удивиться вере и преданности Богу, но только ли это раскрывает нам праздник Благовещения? Нас напрямую должен коснуться не только пример преданности, но и готовность служить. Безропотность в перенесении невзгод не исчерпывает религии. Это и не может быть ее сердцевиной. Так мы можем накликать только критику. Суть религии -жертва. Но как понимать жертву? Жертва не может быть только платой за грех. Жертва – есть деятельное соработничество Богу в изменении и спасении мира. Вот этот аспект мы часто и опускаем из своей церковности.
Религия для большинства становится анестезией в перенесении жизненных треволнений. Церковь воспринимается как бюро добрых услуг, а вера в Бога как попытка испросить что-то у высших сил индивидуально для себя. Но ответственность чад Божиих и звание соли мира выпадает из нашего сознания. Образ Богородицы напоминает нам об этом долге лучше всех примеров. Способность переступить через себя, отсутствие земного эгоизма и индивидуальной религиозности - самые главные смыслы праздника Благовещения.
Попадая на Великий Пост, или на Страстную седмицу, или даже выпадая на Светлые Пасхальные дни, праздник Благовещения проповедует нам о том, что Крест - не только наша защита, но и наше призвание. Крестом перечеркивается и отменяется все наше неправильное представление о благополучной самодовольной мещанской религиозности. Крест отменяет наши ложные цели комфортно прожить на земле и благополучно устроиться после смерти на небе. Крест на протяжении всего нашего жизненного пути является нашим служением, которым даруется свет вечной жизни еще здесь и сейчас, раскрывающийся во всей полноте уже в Вечности.
---
Протоиерей Александр Рябков
2012-04-07